ПРЕКРАСНЫЕ МЕДИА БУДУЩЕГО
Новый год — новые мысли, новые идеи, новые надежды.

Мы решили, что будет правильно в новом году, говоря о прогнозах на будущее, дать слово людям, которым в этом самом будущем (в отличие от нас) предстоит работать и строить Новые Прекрасные Медиа. Авторами колонок, которые мы опубликуем здесь и в телеграм-канале Местами станут молодые, но уже проявившие себя журналисты из региональных медиа. Как они представляют себе 2022-й?

И не забывайте подписываться на телеграм-канал Местами
Ирина Бабичева, Ростов-на-Дону
Иноагентами начнут объявлять региональных журналистов. Из СМИ уйдёт понятие "автора" – все материалы будут "редакционными". Нам всем будет сложнее.

Уходящий год был горьким для российской журналистики. Минюст весь год раздавал "подарки" и решил закончить список иноагентов на красивой цифре – 111. Из них 94 минюст "нашел" в этом году. Это журналисты, редакции, НКО и "сопричастные лица" – например, медиаюрист Галина Арапова.

Тенденция этого года – охота за федеральными СМИ, которые осмеливаются делать расследования, писать критические репортажи и не боятся показывать неприглядную сторону жизни.

Тенденция следующего года? Думаю, душить российскую журналистику продолжат, более того – станут это делать смелее, потому что этот год явно был "пробным". Пока в Ростовской области журналистов-иноагентов нет. Но полагаю, после крупных медиа иноагентов будут искать в регионах, в небольших независимых СМИ.

Какова цель, помимо экономического давления? Тех, кто осмеливается говорить вне системы, помечают. Причем так, чтобы читатель, глядя на контент, думал: автор – не патриот, а чужак; он вываливает грязное белье России, и платит за это кто-то из-за границы. Это удар по главной цели журналистики – фиксировать социальную действительность, рассказывать о происходящем.

Мне кажется, все больше журналистов будут выпускать анонимные материалы, подписанные командой. Я не верю, что российская журналистика утратит независимость или смелость. Но нам всем будет сложнее.
Соня Стрекоза, Омск
журналист МКР-Медиа, автор подкаста о сексе "Поперёк горла"
Новых СМИ не будет. Локальные медиа будут искать свою аудиторию. Пандемия диктует новые форматы. Смотрим в сторону метавселенных

Добиться уникальности всё сложнее. Ежесекундно в интернете появляются гигабайты контента и с каждым годом его количество растёт. При этом никого уже не интересует, например, качество съёмки: если это смешно, то это смешно и в 240р. Что-то важное и резонансное люди будут форсить, даже если это снято на старую "нокию". Пандемия и локдауны тоже сыграли роль: новостники сюжеты снимают на телефоны, а начитку пишут на диктофон под одеялом. Наполнение стало важнее красивой картинки.

Не думаю, что 2022-й нас порадует появлением новых крупных СМИ. Это банально может быть небезопасно, если мы говорим о редакциях, претендующих на независимость. В 2021-м многие независимые ресурсы приобрели новый статус, некоторые столкнулись с блокировками. И это касается не только "больших" "иноагентских" СМИ. Недавно заблокировали аккаунт в TikTok порноактрисы Евы Элфи, в который ничего "непотребного" она не выкладывала – у неё в целом интересные аккаунты в соцсетях. Инстаграм тоже нещадно блокирует аккаунты блогеров.

Я лично ставлю на небольшие локальные медиа. Да, мы точно услышим новые "местные" имена в 2022-м. Продукты для масс выходят из моды. Видели рейтинги Первого канала? Люди стали меньше смотреть телевизор и читать газеты. Люди ищут уникальный, подходящий (по подаче, по мировоззрению) для себя контент в интернете.

Именно локальные – с точки зрения тематики – медиа смогут быть достаточно персонализированными и уникальными, чтобы их полюбили. Регионам нужны небольшие новые медиа: чтобы не про пожар на улице Ленина, а про архитектуру, театры и людей. Удалёнка захватила мир, кто знает, может в регионах поймут – если нет собственных свежих идей, всегда можно устроить планёрку со знающим человеком по "зуму".

При этом медиа продолжают кочевать в соцсети. Несмотря на нестабильность искусственного интеллекта и алгоритмов, свои аккаунты в соцсетях есть у всех изданий. Многие локальные медиа в принципе не делают ставку на сайт. Например, омское медиа "Трамплин" создают контент целенаправленно для соцсетей, сайт существует у них "для галочки". Всеволожский Медиацентр в Ленинградской области работает во ВКонтакте, там вся их аудитория. И в этом контексте возникает вопрос: а кто вообще в 2021 году на сайты заходит? Только по ссылке из Телеграма, чтобы прочитать большой материал. Хотя лонгриды уже давно можно публиковать в Телеграфе – специальном сервисе Телеграма. И эти материалы сразу адаптированы для того, чтобы их можно было читать со смартфона.

Телефоны уже многим заменяют компьютеры: я всё реже открываю ноутбук, пишу заметки на айфоне, перегоняю в Google Docs и расшариваю на редактора. Даже видео теперь проще смотреть с айфона: в тренде останется короткий вертикальный формат – то, что делает TikTok. На минуточку, пользователей там уже больше чем в Facebook, да и аудитория выросла – до 18-35 лет. А значит, найти там свою ЦА – просто. Я снимаю социальные ролики про феминизм и сексуальное образование. Самый популярный набрал 700 тысяч просмотров. Не вижу пока более доступного способа для донесения своей позиции. TikTok продолжит укреплять позиции, и конкуренты в 2022 году у него вряд ли появятся.

Наблюдение: "звёзды тиктока" меняются очень быстро – кажется, уже нет смысла говорить про Даню Милохина, потому что появилась новая легенда – Иван Золо 2004 – мальчик, который снимает на видео свои танцы. Парень не делает ничего особенного, он повторяет популярные тренды, но он уже звезда. Он как явление – про метамодерн и постиронию. Люди не хотят читать бесконечно унылые новости о том, как нас убивают глобальное потепление и цензура. Однако, через призму юмора эти темы заходят.

Может, сам того не понимая, Иван стал инфлюэнсером, его танцы повторяют звёзды, его цитаты разлетаются на мемы, его трек уже на всех цифровых площадках. Будущее за таким контентом, и медиа, подмечая этот тренд, уже пытаются двигаться в том же направлении: создают короткие видео, упаковывают свои новости в такой формат.

Честно признаться, я уже и новости узнаю из тиктока. Любое событие, имеющее общественный резонанс, залетают в тренды. Формат коротких видео с нами надолго. Я не могу смотреть Лебедева с его часовыми выпусками новостей, я лучше полистаю рилсы. Не знаю, что будет с подкастами: по моим ощущениям, они понемногу теряют актуальность. Часовые-двухчасовые подкасты точно остаются для бумеров. Сколько молодых людей может выдержать больше 30 минут чьих-то разговоров. Если это, конечно, не стрим Ивана Золо на Твиче.

Мир виртуальных вселенных всё ближе. Зачем людям, живущим в цифровом пространстве вообще читать медиа? VR-одежда экологичнее льняной, NFT охватывает всё больше видов медиа, коронавирус продолжает мутировать. Телефон, которому мы пели дифирамбы пару абзацев назад, уходит в прошлое – почему бы аудитории не устроить себе цифровой детокс с виртуальным другом в метавселенной?


Таня Мелентьева, Иркутск
Новые медиа появятся: и они будут гиперлокальными или гипернишевыми. Их будут делать редакции из одного-двух человек. Все заведут себе ТикТок.

К концу 2021 года мы пришли с огромным списком иноагентов и необходимостью панически проверять тексты на различные маркировки. Этот год ясно дал понять, что делать прогнозы по поводу давления на СМИ, определять "ту самую черту, которую на этот раз перейти точно невозможно" и верить в лояльность со стороны властей практически бессмысленно. Единственное, что остается, — это быть предельно осторожными и держать вкладку с сайтом Минюста в закрепе.

Хочется верить, что в следующем году в медиа произойдет некоторое рассредоточение — как в плане географии, так и в плане тем. Фокус читателей из регионов изменился, их все больше волнуют локальные проблемы: обустройство среды, местная культура и самоидентификация. И такой запрос могут удовлетворить только небольшие городские проекты.

Скорее всего, поменяется также и само по себе позиционирование медиа — набирает обороты тренд быть везде и сразу, мимикрировать под привычную ленту читателей. Кажется, что скоро даже у самых консервативных региональных изданий появятся свои "ТикТоки" и YouTube-каналы.

В медиа будут продолжать делать максимальную ставку на визуальный контент. Пока что нельзя назвать какие-то принципиально новые инструменты для упаковки материала, но, помимо "ТикТока", многие сейчас поглядывают в сторону Reels Инстаграма.

Новые независимые медиа, в чью повестку будет входить политика, конечно, будут появляться. Вопрос лишь в том, как долго они смогут просуществовать и как много человек будет работать в этом проекте. Вероятно, это будут каналы, которые станут вести один-два человека (что-то вроде кейса «Сибирь Медиа»), а не целые редакции

Все указывает на то, что мощнее всего станут развиваться нишевые проекты — будь то медиа про нейросети, психотерапию или финансы «для простых смертных». Особенно перспективными кажутся темы науки и техники — это относительно безопасная территория со своим читателем (тем более, на фоне пандемии люди чаще стали интересоваться просветительскими проектами). Сама лично ставлю на развитие в России научной коммуникации и надеюсь, что медиа, подобных телеграм-каналу «Лед» про полярников, станет больше.
Татьяна Сибирцева, Новосибирск
журналист "Тайга.инфо", автор текста, например, про физика-старовера из НГУ
Крайней точки нет, репрессии будут продолжаться. Новых СМИ не появится, а вот новые форматы будут востребованы. Надо делать ставку на профессионализм.

Главный багаж, с которым мы подошли к началу 2022 году — это иноагенство наших коллег. Думаю, мы всё дальше уходим от точечных репрессий, о которых говорит Шульман. Со стороны журналистики — это однозначно массовое истребление свободы слова. Просто попробуйте взглянуть на это с точки зрения комьюнити, где все друг друга знают и умеют в солидарность. Крайней точки, в которой государство одумается и повернёт назад, однозначно не существует. Вот, только что ликвидировали до этого признанный иностранным агентом "Мемориал". По-моему, все всё понимают.

Не уверена, что в новом году появятся новые медиа. Формат небольших локальных медиа однозначно почил. В регионах уже сидят крутейшие СМИ, типа «Тайги.инфо» и «Людей Байкала». Что касается нишевых изданий вне географии, моей личный топ составляют: «Нож», «Такие дела», «Заповедник», — на этом поле, может, что еще и появится.

Однозначно надо отметить разросшиеся форматы: Telegram резко превратился в крутой экспертный медиарынок. По моим ощущениям, эту экспертность постепенно загоняет в угол "бешеный принтер": он бесконтрольно печатает каналы диванным гуру. Надо что-то с этим делать. Думаю, что диверсификация контента будет усиливаться: те, кто до сих пор не освоил условный TikTok, таки до него доберутся. Что касается совсем нового, в 2021-ом меня удивил сайд-проект команды "Медузы" (признанной иноагентом) — рассылка Kit. Для российского медиарынка это выглядит очень свежо. Плюс, я положила глаз на мультиформаты. Недавно выиграла "Карту русского" от Local Crew. То, как эти ребята устроили свою вселенную, достойно самых подробных разборов.

К счастью, всё движется в сторону качественной журналистики: это сейчас хорошо видно по YouTube, например. Второсортные форматы потихоньку мрут. Плюс, в ковидную эпоху случилась инфодемия. Чувствуется общая усталость от бракованной информации. И шумиха с иноагентами, как ни странно, тоже работает на колею качества: решения судов выгодно подсветили статус заклейменных.

Кстати, в 2021-ом ситуацию интересно повернула "Новая газета", которую забыли позвать на пресс-конференцию президента. Если раньше "витринной" демократией было "Эхо Москвы", то сейчас эстафету (очень невыгодно для Кремля) перехватил Муратов. А это совсем другой уровень журналистки.
Made on
Tilda