Свобода слова
Соцсети — де-юре расположенные в Соединённых Штатах — отлучают от себя уходящего президента США Дональда Трампа и его окружение. Россияне — которые здесь как бы и ни при чём — всё-таки опасаются, что Facebook, Twitter и Google забанят и их тоже. Мы поговорили с журналистами, которые делают свои медиа исключительно в соцсетях, чтобы понять — готовы ли они к новой эпохе, в которой производители контента поймут, что ресурсы им не принадлежат.
Максим Ваганов
За два года работы "Постера" в Инстаграме редакция ни разу не сталкивались с цензурой. Единственное — соцсеть скрывает комментарии читателей, в которых, как кажется Инстаграму, содержатся оскорбления. Так, вполне безобидный комментарий читателя: "Это здание — уродец" теперь обзаводится дисклеймером "Сообщение может содержать оскорбление".

Проект, скорее всего, закончится при блокировке аккаунта или закрытии соцсети. Инстаграм в нашем случае — это не "один из… каналов коммуникации", а единственная площадка. В коммерческих проектах мы всегда настаиваем на проектировании сайта в качестве самой стабильной единицы омниканальной системы. А социальные сети советуем использовать в первую очередь как инструменты: "Если сломался Твиттер, попробуйте Телеграм..."
Анна Зуева
создатель YouTube-проекта Zueva (Улан-Удэ)
Раза три за всё время работы YouTube прекращал монетизировать мои видео из-за того, что они получали жалобы на нарушение авторских прав. Это связано с тем, что мы с режиссером использовали музыку, которую использовать было нельзя. Это наш просчёт. Теперь мы пользуемся музыкой из библиотеки самого видеохостинга и жалоб не получаем.

Я размещаю контент на YouTube-канале, а затем делаю репосты в ВК, в Инстаграм, на Facebook, на свой сайт на Тильде. В случае блокировки российскими властями видеохостинга YouTube или, если самому YouTube вздумется меня заблокировать, я останусь ни с чем. В последнее время я всё чаще думаю о необходимости запасного варианта.
Никита Зинченко
главный редактор интернет-проекта "Утёс" (Хабаровск)
Цензуры со стороны соцсетей мы не встречали, кроме блокировок из-за нарушения авторских прав на музыку. Но тут проблема в нашей невнимательности к подбору музыки.

На случай блокировки или отключение одной соцсети у нас есть три основные площадки, которые существуют вполне себе обособленно. Конечно, всегда можно сбежать на собственный сайт, но этого не хотелось бы делать. По-моему, лучше быть максимально близко к читателю — у него в ленте. Так лучше, чем заставлять его лишний раз куда-то кликать и ждать открытия ссылки.

Мы стараемся, чтобы на каждой платформе был свой уникальный контент. Чтобы у читателя были причины следить за нами везде. Например, на каждой платформе есть свои форматы: анонсы событий в Телеграме, подборка работ местных художников в Инстаграме, премьеры релизов от хабаровских музыкантов в ВК. Все большие текстовые материалы, которые выходят в ВК, мы стараемся переупаковать для Инстаграма: оставляем ключевые цитаты, например.
Наталья Чернова
На моей памяти не было ситуаций, когда соцсети вмешивались в вопросы контента. Возможно, это связано с нашим четким пониманием специфики и особенностями каждой конкретной соцсети, с которой я работаю. Работая с журналами, мы четко знали, что соцсеть не сможет прожевать: например, обнаженные фотографии от известных фотографов. Важно быть в курсе всех "цензурных" тенденций и аккуратно обходить острые углы, которые как правило связаны с политическими вопросами. В последнем эпизоде подкаста про бизнес-факапы не обошлось без мата. В журналах такого мы себе не позволяли.

Мы действительно стараемся разнообразить наш контент в разных соцсетях. Это зависит не только от конкретной соцсети, но и от страницы, на которой мы пишем про проект. Честно говоря, я не думала, куда отползать, если не будет соцсетей. Без них, конечно, уже трудно представить работу. Надеюсь, что ситуация с цензурой в социальных сетях не обострится настолько, что нужно будет думать о запасном аэродроме. Я, скорее, предполагаю, что на смену тем соцсетям, которые обострят цензуру, появятся новые, альтернативные, которые будут охранять мнение авторов: ведь появился же Телеграм взамен ВК.


Виктор Самусенко
автор телеграм-канала "Борус" (Красноярск)
Телеграм пока никак не пытался влиять на мою работу. У меня одна площадка, но я планирую открывать медиа в других мессенджерах, например, в Viber.
Андрей Курников
владелец пабликов "Тара360º" (Омск)
С проявлениями цензуры в соцсетях я не сталкивался — проект работает в ВК, Одноклассниках и Инстаграме. В ВК и ОК один из проектов ведётся более восьми лет. Мы диверсифицируем контент для разных соцсетей, но отличия там минимальны. Например, паблик "Тара 360" в ВК адресован, скорее, молодой аудитории, а в ОК, грубо говоря, он для более возрастной аудитории, то это разделение во многом условно. Например, в ВК (и Инстаграме) уместны какие-то шутейки, словечки, в ОК — нет. Опять же, такое приложение как Тесты в ВК отлично заходят, а в Одноклассниках я к такому формату пока только присматриваюсь.

Мысли про запасные варианты для пабликов периодически появляются, но альтернативы особой нет. Только если отдельное приложение для условного городского паблика, но есть очень большие сомнения в его необходимости. Так же и с идеей об отдельном сайте. Тем более, что соцсети — тот же ВК — теперь предлагают возможность создать сайт на их площадке. Сейчас изучаю этот вариант.
Александр Амзин
автор проекта о медиа "Мы и Жо" (здесь, например, рассылка)
По факту, мой проект существует только в формате телеграм-канала и в виде рассылки. Остальные соцсети велись по остаточному принципу. Я всегда считал, что надо создавать свой сайт и желательно обеспечивать работу пользователей с контентом на своих условиях. Это, кстати, один из планов для "Мы и Жо" на 2021 год.
Made on
Tilda